Мини электростанции в быту.
К сожалению, качество линий электропередач в отдалённых населённых пунктах, оставляет желать лучшего. Оставаясь без электричества, жителям зачастую приходится мириться с испортившимися продуктами в холодильниках и сорванными планами. И в скором времени, они начинают поиск альтернативных вариантов энергообеспечения своего дома.
Что же нам предлагает современная промышленность в этой сфере?
- Не окупающие себя, маломощные, но широко разрекламированные солнечные батареи.
- Ветрогенераторы, их установка стоит неоправданно дорого и не всегда подходит для средней полосы России, где сильные ветры скорее редкость, чем правило.
- Некоторые отчаявшиеся автолюбители, прибегают к связке аккумулятор + инвертер, которая является более интересным вариантом, чем предыдущие, но менее выгодным, чем тема этой статьи. Да и риск остаться на даче с севшим аккумулятором в автомобиле не внушает оптимизма.
А в этой статье мы поговорим о дизель и бензогенераторах, которые являются самым надёжным и экономичным способом получения своего электричества.
Конечно, они требуют от владельца своевременного пополнения запасов топлива. И цена выработанного КВтч гораздо выше, чем у энергосбытовой организации, но как говориться «на безрыбье и рак рыба».
Давайте вообразим такую ситуацию: у Вас намечен праздник, Вы выехали с друзьями на дачу поздним осенним деньком, вокруг темно и холодно. Внезапно наши никудышные электросети, дают очередной сбой. Свет тут же гаснет, а Вас окутывает понимание, что продолжать можно только при свечах. Хотя это и романтично, но абсолютно не практично, т.к. теплая водка и пиво в холодильнике без мороза, остыть не успеют. А если у Вас нет газа, и осталась только бесполезная электроплитка, остаётся только быстро собирать вещи и ехать назад в город.
Эта же ситуация, но с наличием генератора, отыгрывается совершенно иначе. Достаточно подключить генератор к домашней проводке и вуаля! Две-три минуты Вашего времени на запуск двигателя, и веселье продолжается. Теперь можно только порадоваться за себя, глядя на недоумевающих соседей, которые наверняка задаются вопросом — «почему у Вас есть свет, а у них нет».
Но приобретение генератора важный шаг, который потребует от Вас некоторых усилий. Весьма важно, помнить, что «встреча» генераторного напряжения и местного, не сулит ничего хорошего. Это может произойти, когда включат свет, а у Вас, при включенной внешней линии, работает генератор. К тому же маловероятно, что Ваш генератор сможет «вытянуть» всю улицу до подстанции.
Подытожив вышесказанное, можно составить список нехитрых правил, которые оберегут Вашу безопасность и кошелёк от лишних волнений.
- Правило #1: До запуска генератора отключить внешнюю линию.
- Правило #2: Необходимо обеспечить мониторинг внешней линии на наличие в ней напряжения, иначе может возникнуть ситуация, когда у соседа уже вовсю кипит жизнь, а Вы всё еще вдыхаете ароматы CO2 и подливаете топливо.
- Правило #3: Не покупайте слишком мощный генератор. В расчете на полное обеспечение электричеством дома, надворных построек и всяческих джакузи. Такое приобретение не окупает себя и будет неразумным, потому что большую часть своего срока службы, такой генератор будет работать менее чем на 50% загрузки. Если же Вы приобретаете генератор «по потребностям», перед его пуском Вам придется отключить от сети всех мощных потребителей, конечно, это не очень удобно, зато обойдется дешевле и будет практичнее.
Разумеется, есть возможность автоматизированного включения энергоустановки на базе генератора. Например, когда при обесточивании внешней линии срабатывает автоматический инвертер, с питанием от батарей, которых в свою очередь при истощении запаса энергии, «накачивает» генератор. Таким образом, создавая замкнутый цикл и существенно экономя горючее. Когда же внешняя сеть снова начинает поставлять электроэнергию, система автоматически выключается до следующего сбоя.
Честно говоря, цена на такие установки может доходить до очень больших пределов, закупать их имеет смысл, только если Вы постоянно проживаете в загородном доме, а электрики ничего не могут поделать со своими линиями, и отключения продолжаются по нескольку раз за месяц.
Не слишком интеллектуальным, но экономичным и быстрым, будет вариант выключения общего рубильника (или автомата) и включения генератора в обычную розетку. Перед этим потребуется только отсоединить всех мощных потребителей.
Наиболее приближенным к реальной жизни и практической точке зрения, будет следующий вариант: Вы приобретаете генератор на 2-3 КВт, который подойдет для питания среднего дома, включая всё освещение (при замене обыкновенных ламп «экономными»), а также холодильника, компьютера и других не столь существенных потребителей. Этого вполне хватит, для того чтобы с минимальными потерями провести свой досуг во время отключения внешней линии.
В домашнем щитке необходимо смонтировать переключатель между генератором и внешней сетью. Это может быть автоматический (на основе реле) или ручной переключатель. Далее следует выделить линии для резервного энергообеспечения. Чаще всего это лампы освещения, холодильник, насосная станция и другие важные объекты. Не стоит забывать и о выделении нескольких розеточных линий на резервный генератор. Обычно это 2-3 розетки на этаж.
В этом случае, Вам не придется отключать мощные устройства, потому что Вы будете знать, что в резервные розетки их не стоит подключать в принципе. Это оптимальное решение по соотношению цена качество, хотя сторонников полной электрификации дома, это, скорее всего не убедит.
Удобнее всего, если Вы подключите к внешней линии сильный звонок, который нужно установить в том месте, где его было бы отчетливо слышно в любом месте усадьбы. Качественные звонки продаются в магазинах торгующих противопожарными товарами. Заметьте также, что Вам нужен звонок для продолжительной работы.
Генератор же следует устанавливать только в помещениях с хорошей, принудительной вентиляцией. Место соединения выхлопной трубы генератора с выводящей трубой, должно быть выполнено с помощью специальной термостойкой муфты. Рядом с генератором целесообразно установить выключатель звонка.
Обратите внимание на аккумуляторные фонари, которые включались бы сами, при отключении основного электропитания. Удобнее всего устанавливать их на пути следования к генератору, и у домашнего щитка.
План действий может быть таким:
- Отключилось внешнее электричество.
- Зажглись аккумуляторные фонари.
- Отключаем внешнюю линию переключателем и убеждаемся, что к резервным розеткам не подключены мощные потребители.
- Стартуем генератор; даём немного разогреться; подключаем нагрузку; в этот момент гаснут аккумуляторные фонари; включаем звонок и возвращаемся к нормальному быту.
- Включилось внешнее питание.
- Звонок издаёт победный клич; возвращаемся к генератору; отключаем сигнал; выключаем генератор. В случае автоматического реле, система самостоятельно переключается на внешнюю линию, а если у Вас ручной переключатель, то достаточно будет перевести его на внешнюю линию. Возвращаемся к нормальному быту, без ограничений в мощности.
В идеале нужно спроектировать энергосистему дома, с учетом генератора, заложив в план дополнительные линии, и подготовив домашний щит для подключения к нему автономного источника. Если же Вам приходится переделывать существующую систему, материальные затраты будут выше. Старт генератора. Существуют генераторы с аккумуляторами и электростартером, их запуск сводится к нажатию на кнопку. Для старта непрогретого движка необходимо открыть подачу горючего, перекрыть воздушную заслонку и запустить стартер, включив кнопку пуск.
Пуск горячего двигателя, отличается только открытой заслонкой подачи воздуха.
Но генераторы с электростартером гораздо дороже агрегатов с пуском от троса, да и масса такого генератора (по большей части за счет аккумулятора) не позволяет перемещать его «лёгким движением руки».
Однако классические системы запуска с тросом не вызывают особых трудностей, проще всего в освоении они для тех у кого был мотоцикл, или тем кто знает общие принципы запуска карбюраторных двигателей.
Агрегаты, не имеющие дефектов, как правило, не имеют и проблем с запуском, достаточно следовать руководству пользователя. Но есть ряд требований для обеспечения наиболее комфортного запуска, например, запуск может осложниться морозами, повышенной влажностью воздуха либо качеством горючего. Топливо, которое находится в баке в течение продолжительного времени, может начать химически изменяться, особенно если используются высокооктановые бензины.
Вот ряд рекомендаций для облегчения жизни:
Холодный старт.
- Включить подачу горючего; если производитель генератора не удосужился четко пометить все переключатели и краны (открыто — закрыто), желательно сразу сделать эти отметки самостоятельно, чтобы в дальнейшем не терять время, заглядывая в руководство пользователя.
- Несколько раз нежно потянуть за ручку троса для подачи горючего в карбюратор.
- Перекрыть воздушную заслонку; медленно начать вытягивание троса, и как только почувствуете сопротивление — рывком дёрнуть (стараясь не вырвать «с мясом»). Имеет большое значение и направление вытягивания троса. В общем, придется потренироваться, хотя те кто имел опыт работы с бензоинструментами, не найдут в этом процессе ничего нового. Генератор должен запуститься сразу, но возможны неровности в работе. В этом случае, спокойно, без рывков, открываем воздушную заслонку, одновременно прислушиваясь к характеру звука издаваемого двигателем. Как только генератор заработал стабильно, прогреваем его несколько минут, в зависимости от того, как низко опустился столбик термометра. После чего можно смело подключать потребителей. Если же Вы поторопились с включением в общую сеть, генератор может заглохнуть и следующий его запуск будет более хлопотным.
Рассмотрим случай, когда запустить с первого раза не получается:
Слишком усердное рвение, в попытках запуска генератора с закрытой воздушной заслонкой, может оказаться плачевным для свечи, которая, скорее всего, захлебнётся топливом. Оптимально — 2-3 рывка, после чего, в большинстве инструкций указывают сделать «перекур», для испарения паров топлива с электродов свечи. Однако в плохую погоду, процесс испарения может занять длительное время. Лучше всего в этой ситуации: поочерёдно пытаться запустить двигатель, то с открытой, то с закрытой заслонкой подачи воздуха. Временами срабатывают резкие рывки — 2-3 раза без пауз при открытой воздушной заслонке. В том случае если агрегат подаёт признаки жизни, и пытается «прокашляться», это можно считать хорошим знаком, в противном случае, лучше выкрутить свечу, тщательно протереть, завернуть обратно и попробовать еще раз. Если и в этот раз ничего не получится, придется чистить топливную систему, промывать или менять фильтр, заново прокачивать горючее. Если и это не помогло, остается только сервис центр. |